Как франшиза FNaF потеряла смысл и стала раскручивать саму себя
Декабрь 2021 года ознаменовал себя релизом последней части игры «Five Nights at Freddy’s». Предполагалось, что эта последняя – тринадцатая – часть поставит точку в длинной истории, тянущейся на протяжении всей франшизы. В этой части, ознаменованной как «Security Breach», или «Нарушение безопасности», нам предстоит играть за бездомного мальчика Грегори, который вдруг остался заперт в торговом центре с антропоморфными роботами после закрытия.

Надо признать, что настоящая фан-база прекрасно помнит всю историю развития событий вокруг новых частей игр. С каждым годом добавлялись всё новые, так что в какой-то момент я просто потеряла счёт и отщепилась от фандома. Сюжет начал казаться мне настолько закрученным и намеренно усложнённым, что с пятой части я разочаровалась во ФНаФ-е и присоединилась к той части олдфагов, которые считают, что первые 4 части – единственные достойные и легендарные во франшизе.

И вот спустя несколько лет, чтобы вспомнить былые времена, я села поздним вечером за ноутбук, открыла браузер и погрузилась в изучение полного сюжета игры. Теперь, с высоты возраста, мне открывается не только полнота картины, но и её несовершенство. Я попыталась восстановить сюжет, опираясь на все известные источники – путём сопоставления и синтеза. Также в этом подкасте я выскажу некоторые вопросы, касающиеся сюжетных и логических несостыковок.
Дискреймер
Ролик изобилует большим количеством спойлеров к сюжету и игровому процессу, поэтому если вы хотите сохранить интригу и ещё не играли в некоторые игры, то я крайне рекомендую пропустить это видео.
Примерный сюжет событий, описанных во FNaF-е
В 1980-х Генри Эмили и Уильям Афтон открывают «Freddy Family Diner».

В 1983-м франшиза ширится, и к ней добавляется ресторан «Circus Baby Pizza World», в котором выступают фантайм-аниматроники. Эти аниматроники специально созданы маньяком Уильямом Афтоном для охоты за детьми: они оснащены необходимым оборудованием, например для подсчёта количества детей в комнате или устройством захвата детского тела. Лицом этого заведения становится Цирковая Бейби – аниматроник в виде девочки с двумя понитейлами.

Схемы фантайм-аниматроников из файлов игры: Цирковая Бейби и Фантайм-Фредди

«Мир пиццы Цирковой Бейби» проработал всего 1 день, т.к. дочь Уильяма Элизабет подверглась нападению Цирковой Бейби, – эта кат-сцена показана в одной из мини-игр «Five Nights at Freddy’s: Sister Location». После этого Генри, заподозрив злой умысел в действиях Уильяма, прекращает сотрудничество с Афтоном, и тот убивает его дочь Шарлотту, душа которой переселяется в Марионетку. Сцену убийства можно увидеть в мини-игре FNaF 2 «Раздай торты детям» («Take cake to the children»). Пока Фредди раздаёт детям торты, за дверью ресторана стоит ребёнок и плачет. К нему подъезжает на фиолетовой машине такого же цвета человек и убивает ребёнка.

Чуть позже в 1983 происходит "Укус 83", в котором погибает младший сын Уильяма Кэссиди, после чего его душа перемещается во Фредбера (Золотого Фредди). Стоит отметить, что этот инцидент в самом начале франшизы игр ошибочно называли «Укусом 87», что позже оказалось неправдой. Впрочем, утверждается, что и последний имел место, только уже в другой локации франшизы ресторанов. Однако к этому мы вернёмся позже.

Сущность «Укуса 83» раскрывается в мини-игре четвёртой части FNaF «0 дней до вечеринки». Там показывается, как Майкл – старший брат Кэссиди и соответственно сын Уильяма – в рамках систематического издевательства над сиблингом берёт того на руки и суёт его голову в пасть Фредбера. Мальчик плачет – его стандартная реакция при встрече с сильным стрессом – его слёзы попадают на пружинные замки аниматроника, в результате чего последний сжимает челюсти и откусывает мальчику лобную долю. Через 6 дней Кэссиди умирает в больнице, и все эти ночи Майклу снятся кошмары, в которых он в роли своего младшего брата защищается от своих кошмаров. Собственно, именно такое явление, как кошмары Майкла, отражает сам игровой процесс «Five Nights at Freddy’s 4».

Элизабет умерла раньше Кэссиди, на это указывает пустая комната без владелицы в мини-играх четвёртой части. Таким образом, говорить о том, что трагическая смерть Кэссиди раскрутила вереницу ужасных кейсов в закусочных, не соответственно сюжету – Уильям планировал организовать франшизу в зависимости от своих преступных целей, а смерть его дочери была тем, чего не должно было произойти, чтобы кто-то узнал о его замысле.

В 1985 году происходит инцидент с убийством пяти (или четырёх...) детей, и ресторан "Семейная закусочная Фредбера" впервые закрывается. Стоило отметить, давно пора – ведь не только укус и убийство служат порчей репутации для ресторана, но и несчастный случай со срывом пружинных замков и смерти сотрудника в «Fredbear's Family Diner», которая позже будет переименована во «Freddy Fazbear's Pizza», в которой, в свою очередь, позже будут происходить действия первой части игры. У меня есть подозрение, что замки слетели как раз с костюма Пружинного Бонни – в мини-игре во FNaF 4 мы могли видеть сцену, где Уильям Афтон помогает сотруднику надеть костюм Пружинного Бонни, а это может быть намёком на будущий инцидент, после чего этот же аниматроник и был запечатан в Безопасную комнату.

Сцена из мини-игры FNaF 4: фиолетовый человек (Афтон-старший) помогает сотруднику надеть костюм Пружинного Бонни

Здесь стоит пояснить коренное отличие разных видов аниматроников друг от друга, чтобы не возникало путаницы, а то у меня в своё время были достаточно серьёзные проблемы с пониманием отличий между Фредди и Фредбером. Итак, изначально во франшизе выступали так называемые золотые аниматроники: Золотой Фредди, или Фредбер, или Спринг Фредди, и Золотой Бонни, или Спринг Бонни.
Они отличны от оригинальной четвёрки тем, что имеют два режима: режим аниматроника и режим костюма. В первом случае они соблюдают автономию, во втором его может носить человек – сотрудник заведения, и тогда эндоскелет, придающий аниматронику форму, раздвигается, чтобы образовать полость для тела человека. Пружинные замки как раз ответственны за удержание эндоскелета в стороне. Отсюда и инцидент со срывом замков, в котором погиб сотрудник: представьте, что вас, когда вы внутри костюма, вдруг пронзают железные прутья. Разумеется, умираете вы от такого воздействия моментально.

Уильям убивает 5 детей не просто из неудовлетворённого маниакального желания, а чтобы получить "остаток" – эссенцию из детских душ, которая то ли продлевает человеку жизнь, то ли наделяет аниматроников самосознанием. О первом говорит продолжение существования тела Майка после ухода из него Эннарда, о втором – возможность к самоосознаванию аниматроников.

В фанатских VHS-пластинках Squimpus McGrimpus показывается, как Чика обращается к Бонни именем Лукас, – очевидно нам пытаются показать то, как через игрушки якобы разговаривают души детей, заключённые в аниматрониках. Позже в титрах можно увидеть якобы имена убитых детей: Николь, Лукас и Энджи (брат и сестра, потому что под одной фамилией; из разговора с пластинки можно понять, что Лукас, заключённый в теле Бонни, является братом Энджи, заключённой в теле Чики), Бенджамин. На самом деле в источниках упоминаются другие имена детей: Габриэль, Джереми, Сьюзи, Фритц. (Ради справедливости, этим фан-работам доверять нельзя, ведь они называют погибшего Кэссиди Йозефом)
В 1985 Уильям просит своего сына Майкла спуститься в новое заведение с Цирковой Бейби – "Circus Baby Entertainment & Rental" – и "собрать свою сестру воедино". И вот тут одна явная несостыковка: получается, что на тот момент Майкл знает о том, чтó сделали аниматроники, кто является их создателем и для чего они созданы?..

Заманив Майкла в комнату Ковша, Эннард убивает того и вселяется в тело Майкла, чтобы продолжать осуществлять то, на что их запрограммировал создатель, – кат-сцену, где Эннард голосом Бейби (а точнее, Элизабет) разговаривает с Майклом о том, что в его теле он мог бы спрятаться, можно встретить в Истинной концовке. Но тело Майкла начинает гнить, и гибрид перемещается в канализацию. Однако тело Афтона не остаётся лежать, а продолжает жить из-за остатка. Таким образом, остаток всё-таки влияет на продолжительность жизни человека.
В 1987 году открывается ресторан "Freddy Fazbear's Pizza", в котором сначала работает охранником в ночную смену Уильям. Важно отметить, что это не тот же ресторан, в котором происходят действия первой части, т.к. разобранные аниматроники после закрытия этого заведения были перевезены уже в заведение из FNaF 1. Предположительно это бывший ресторан "Fredbear & Friends", но это не точная информация – в конце-концов, возможен и обычный ресторан FFP, если к этому моменту франшиза уже значительно расширилась.

Потом Афтона-старшего переводят на дневную смену из-за жалоб на активность аниматроников, где он совершает убийство другой пятёрки детей, выдаёт себя, оказывается уволенным и теряет доступ ко входу в пиццерию. Майкл устраивается на работу и под конец недели узнаёт, что заведение проработало всего 2 недели, но его закрывают, потому что кто-то убил 5 детей и испортил костюм Пружинного Бонни, а старых аниматроников собираются починить. После 7 дней Майка увольняют с работы по причине порчи аниматроников, непрофессионализма и запаха. Последнее указывает на то, что тело Афтона уже два года как мертво. (А, то есть намёки настолько далеко шли?..) Та же самая причина будет указана после недели работы в первой части FNaF, на тот момент Майкл будет мёртв уже 8 лет.
Уведомление об увольнении во второй части игры: «Отлично! (А теперь убирайтесь.) Вы уволены. Причины: порча аниматроников, запах»
Уведомление об увольнении в первой части игры: «Уведомление о завершении (Вы уволены). Причина: Порча аниматроников. Полный непрофессионализм. Запах»
Также в 1987 году происходит ещё один укус – «Укус 87». По информации, Мангл напала на девочку, которая очень хотела увидеть любимую игрушку, и откусила той лобную долю. По другой информации, та же Мангл напала на сотрудников заведения. Напомню, однако, что правдивость этого события также поставлена под сомнение, поскольку до этого «Укусом 87» назывался инцидент 83 года.

В 1993 Уильям Афтон разломал загорождение, проник в Безопасную комнату, разрушил корпуса аниматроников и освободил души убитых детей. Те загнали своего убийцу в угол, Уильям спрятался в костюм Спрингбонни, но из-за высокой влажности пружины сорвались, и Уильям умер внутри костюма в муках. Так и появился в игровой франшизе новый антагонист – Спрингтрап. По сути это Пружинный Бонни со сгнившим телом Уильяма внутри, немного разрушенный – время отразилось на внешнем виде костюма.

В этом же году, но за несколько дней до вышеописанных событий, его сын устроился охранником в «Freddy Fazbear’s Pizza» – о том, что события происходят в 1993 году, говорит зарплата, полученная Майком Шмидтом. На тот момент в штате Юта минимальный размер оплаты труда составлял 120$, сколько и получил за свою работу Майкл.

Уведомление о начислении зарплаты в первой части игры: «Отличная работа, дружище! (Вы заработали за сверхурочные) Майк Шмидт, сто двадцать долларов и 50 центов. Работник месяца Fazbear Entertainment»

В 2015 году бывшие сотрудники решают воссоздать аттракцион на основе пиццерии под названием "Ужас Фазбера", куда опять нанимается Майкл. В одной из пластинок упоминается инцидент со срывом пружинных замков, вероятнее всего, пластинка была записана в 1985 году, но непонятно, о каком из дочерних предприятий говорит Phone Guy. Цель Майкла – освободить душу отца. Для этого под конец недели он устраивает в аттракционе пожар, но, несмотря на него, Уильям отказывается отпустить свою душу: Спрингтрап сбегает и из обломков строит нового себя – Скраптрапа.

События, описанные в Freddy Fazbear's Pizzeria Simulator, происходят между 2015 и 2020, так как события третьей части развиваются в 2015, а тринадцатой – уже в 2020. Майкл Афтон рассказывает Генри Эмили о созданиях своего отца, и тот создаёт пристройку в виде лабиринта к ресторану, куда призывает аниматроников. В конце 6 ночи он устраивает пожар, в котором сгорают Майкл, Марионетка (освобождается душа Чарли), Скраптрап, Цирковая Бейби (освобождается душа Элизабет) и сам Генри.

Сюжетные и логические несостыковки игры

Собственно, этими шестью частями, вероятно, можно закончить основную сюжетную линию FNaF, максимум включить туда 7, в которой мы играем за душу Уильяма Афтона, запертую в персональном аду. Для сюжета Ultimate Custom Night имеет небольшое значение, да и части далее являются лишь попыткой докрутить сюжет до невозможности: якобы душа Афтона-старшего вселяется в материнские платы компьютеров в виде вируса и подчиняет себе Ванессу. Впрочем, сам факт выживания его души противоречит целесообразности создания самой седьмой части.

Давайте перейдём к рассмотрению вопросов, на которые ни одна часть франшизы не дала внятного ответа.

Душа Кэссиди в 1983 году переселилась в Золотого Фредди, поэтому пятого убитого в 1985 году ребёнка всунуть некуда. Газетные заголовки говорят о четырёх убитых детях. Но в полицию поступило заявление о пяти. Значит ли это, что пропажу Чарли заметили с опозданием?
Если верить таймлайну, сломанная четвёрка аниматроников была починена к 1993 году. Но каким образом их починили, если внутри них до сих пор находились мёртвые тела и души детей? Неужели аниматроники претерпели только косметический ремонт, а внутренности не трогали? Но как тогда они в почти новом состоянии?
Все продвинутые аниматроники для убийства детей были созданы задолго до событий первой части, где по ресторану бродят простейшие механизмы даже без распознавания преступников? Да и как из плачевного состояния старые аниматроники были доведены до полностью рабочего и нового? Явно же вторая часть с добавленными той-версиями скорее походит на сиквел, чем на приквел.
Если верить всем источникам, то Майкл родился в 1969 году. Никто не может определить день и месяц рождения, но год везде один. Получается, что на момент смерти брата ему было 14, а на момент выполнения миссии в сестринской локации... 16? Подождите, но как тогда можно изображать его в разных возрастных диапазонах – подростком и взрослым? Получается, что получил удар Ковшом он всё ещё в подростковом возрасте?
Очень удивляет отношение отца к собственным детям: во младших он души не чает, старшего бросает на произвол судьбы, отправляя того на самые сложные миссии. Представьте, что ваш отец опять натворил какую-то фигню и вас, подростков, только получивших разрешение заниматься сексом по обоюдному согласию, просит, рискуя своей жизнью, освободить погибшую сестру. Ну и семейка, конечно…
Мы уже разобрали, что остаток в сущности представляет собой эссенцию, сохраняющую души детей внутри аниматроников и одновременно наделяющую этих самых аниматроников самосознанием. Но не всегда эта закономерность работает: воля Элизабет подавлена искусственным интеллектом Цирковой Бейби (хотя и сама Бейби порой использует голос девочки), при этом всём то же самое происходит – говорят – с четвёркой пропавших в 1985 году детей. Условно говоря, они могут лишь наблюдать от первого лица, пока маскоты, в которых они находятся, охотятся на охранника. Но уже и тут противоречие: они ведь охотятся, потому что души детей признают в охраннике своего убийцу.

Это же касается и ситуации с призывом сгоревших аниматроников в шестой части франшизы: только Скраптрап, отзываясь, делает это из интереса, заподозрив в чём-то подвох. Остальные аниматроники подвергаются инстинктивному желанию, вложенному в них создателем. Это очевидно показывает способность к мыслительной деятельности Скраптрапа, в котором сидит душа маньяка Афтона-старшего, и неспособность к таковой других, в ком тоже есть остаток. Почему Афтон имеет власть над костюмом аниматроника, а души детей – нет?

Можно быть ближе к сюжету и не утверждать, что появление самости в Спрингтрапе обусловлено вливанием в него остатка. Ведь в оригинальном сюжете было сказано только про то, что в нём умерло тело маньяка Уильяма. Как Спрингтрап получил эту автономию, не данную другим аниматроникам? Да и вообще, зачем машинам осознавать себя, какой это несёт практический смысл? Вероятно, это спровоцирует только восстание машин.

И другой вопрос: после того как Эннард покидает тело Майкла, тот продолжает жить – благодаря как раз остатку. При этом гибрид аниматроников определённо осознаёт сам себя, даже выстраивает иерархию отношений, находясь в сотрудничестве. Значит ли это, что эссенция не обязательно приходит и уходит только целиком?
Вряд ли в течение всей жизни личность маньяка претерпевала значительные изменения в лучшую сторону, поэтому объяснить его поступок с освобождением душ от костюмов в 1993 году крайне сложно. И правда, чем он руководствовался? Пытался довести некое неотложное дело до конца? Надеялся избавиться от мстительных душ?

Кстати, о мстительных душах: в «персональном аду» Уильяма запирает Кэссиди, младший сын, которому отец уделял много внимания и заботы, но которого, в свою очередь, убил не маньяк, а его создания, и то – это произошло в результате несчастного случая, то есть папа даже не имеет прямого отношения к смерти Кэссиди. Не слишком-то любвеобильно по отношению к собственному отцу, особенно со стороны сына, привыкшего при любой опасности плакать и убегать.
Огромный вопрос вызывает минимальная оплата труда за столь опасную работу, как ночной охранник. Согласно источнику, в 1993 работа ночного охранника была признана в США самой опасной. Так что, возможно, со стороны автора это такая некая насмешка над ситуацией. Если так, то шутка удалась, все выкупили этот юмор, безусловно отдающий такой чернотой.
Похожие посты
Просто Подкаст: легенде о Херобрине — 11 лет. Вспоминаем историю

Как сюжет франшизы потерял смысл

Теперь давайте поговорим о том, как сюжет любимой игры последовательно потерял смысл. Я думаю, вы помните, какой ажиотаж был от релиза самой первой части: игровая механика и сюжет произвели просто дикий фурор. Всем нравилось пробовать себя в роли ночного охранника, сражаясь с игрушками, мотивацией которых была месть.

Но согласитесь, полноты сюжета очевидно не хватало. Да, с какой-то точки зрения можно было сказать, что сюжет этой части замкнут на самом себе, а значит, в какой-то мере самостоятелен и достаточен, – ну, если предположить, что прошлое ресторана туманно, да и не нужно в общем-то, то можно исходить из того, что действия происходят в настоящем, а значит, надо сконцентрироваться на том, чтó будет являться результатом нашего прохождения.

И всё-таки, необходимо было прояснить некий бэкграунд: что случилось такого с этим прóклятым местом, что мы находимся в данной точке расклада дел. И последующие части в достаточной мере восполняют эти сюжетные пробелы: четвёртая часть вводит в курс дела, объясняя роковой укус, с которого и началась эта чертовщина; вторая, являясь приквелом к первой, добавляет деталей по поводу убийства детей и намечает дальнейший курс развития сюжета. В свою очередь, без третьей части не было бы понятно, как погиб наводящий ужас маньяк, ну, а без пятой – каковы его жестокие создания.

Олдфаги очень любят говорить о том, что основными можно считать только первые 4 части, а остальные уже идут к ним оптом как необходимое для капитализма развитие франшизы, якобы оправдываясь только потребностью автора продолжать обогащаться. Как мы видим, это не совсем так – пятая и шестые части имеют сюжетное значение для всей франшизы, поскольку в них разбросаны намёки на события, раскрытые в предыдущих частях. Ну, например, Истинная концовка во «FNaF: SL» объясняет извечные претензии к Майклу как к дурно пахнущему непрофессионалу.

В свою очередь, шестая часть – «Freddy Fazbear’s Pizzeria Simulator» – необходимое завершение всего игрового сюжета. Всё сгорает, злодей умирает – happy end. Ладно, если выдвигать совсем уж щадящую классификацию, то для сюжета полезным оказывается и «Ultimate Custom Night», в котором Афтона-старшего мучат его создания за то, чтó он сделал с ними при жизни.

Ну, а то, что стало происходить после этих частей, начало походить на попытки оживить труп. Вероятно, Скотт Коутон ощущал острую необходимость продолжать франшизу игр всемирно известной тематики. Это потребовало от него сюжетного продолжения, и стало нужным искусственно завернуть сюжет. Отсюда и история о том, что душа Уильяма в виде вируса проникла в компьютерную систему ресторана и подчинила Ванессу. А потом пришлось додумать, что на месте ресторана поставили торгово-развлекательный комплекс, но поскольку Глитчтрап – это непосредственно сам Афтон-вирус – до сих пор разносится по локальной сети заведения, то он продолжает выполнять свой коварный замысел с помощью охранницы Ванессы, которая, в свою очередь, подчиняет себе почти всех аниматроников, дав им задачу охотиться на мальчика Грегори.

Стоит отметить, что эту ветку сюжета имеет смысл рассматривать в качестве альтернативной, и здесь мы впервые сталкиваемся с сюжетной вилкой: либо Уильям наконец отпустит свою душу и будет вечно мучиться в персональном аду, либо оцифруется и станет вирусом. Оба эти развития сюжета противоречат друг другу, но содержатся в одной франшизе вместе. Отыграв за Уильяма, можно перейти к уничтожению его же в качестве вируса в игре.

Моё мнение – эти додумывания только испортили сюжет. Все любили классические игры из франшизы за стремительное развитие сюжета, механику игры и множество загадок, уготованных по ходу игрового процесса. Я думаю, если люди уделяют много внимания тому, кáк играется, то можно пойти в эту область и выпускать игры, не относящиеся к канону, но разряжающие напряжение. Таковы, например, две части «Freddy in Space», но если подумать, то усложнения основной сюжетной канвы для Скотта через какое-то время станут трудновыполнимыми.

В конце-концов, можно отвлечься и на другие каноны: серия фанатских игр «The Joy of Creation» отлично справляется с этой задачей. Она касается не полюбившейся игрокам четвёрки маскотов – хотя и их тоже – а уже семьи Скотта, придумывая сказку наяву: будто его создания решили вторгнуться в реальный мир из игрового, чтобы продолжать наводить ужас на жертв.

Так что огромную проблему я вижу в требованиях к разработчику, если его продукт вдруг начинает нравиться широкой аудитории. Рыночек начинает решать: потребителю нужно развитие сюжета, интрига, следовательно, разработчик обязан предусмотреть сюжетные повороты на две серии вперёд. Со временем аппетиты искушённой публики растут, что приводит к кризису в известном смысле: ведь в какой-то момент идеи для продолжения франшизы исчезают.

Что ж, это суровые требования капиталистической системы. Сколько бы мы ни проклинали этот механизм работы, действовать таким образом он не перестанет.

В декабре 2021 была выпущена последняя часть франшизы «Five Nights at Freddy’s», и это обстоятельство не может не печалить. Ведь эта прекрасная эпоха длиной в 7 лет подошла к концу, и выход последней игры ознаменовал конец времени, в котором мы все были счастливы. Для многих это время выпало на период юности, что не может не оставлять приятные воспоминания о былых днях. И несмотря на то, во чтó превратилась франшиза игры, Скотт Коутон навсегда останется легендой инди-игр, а его детище оставит след на игровой индустрии в целом.

Так что остаётся только сказать: спасибо за детство, легенда.
Скотт Коутон
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website