“Платформа” — что навязывает испанская антиутопия зрителю? Какие проблемы ВЦС? / Фильм “Платформа” с психологической точки зрения

Кадр из фильма "Платформа"
Фильм “Платформа” 2019 года до сих пор собирает внимание зрителей. Этот фильм поистине можно считать революцией, особенно в испанской киноиндустрии. Он был номинирован на несколько премий, а в некоторых даже одержал разгромную победу.

Конечно, фильм жанра антиутопия и триллер в наше время не может не привлекать много внимания к себе: времена и нравы меняются, и теперь главные места в кинематографе занимает артхаусное кино. Конечно, как и любой артхаусный фильм, он имеет много скрытых смыслов и отсылок к сферам жизни. Об этих скрытых смыслах спорят многие: одни видят во главе угла высмеивание общества со строгой иерархией, другие — инфантильных идей коммунизма, а третьи вообще думают о преобладающей роли религии в этой кинокартине. И мы с вами можем вечно спорить о том, что же хотел сказать режиссёр.

Но в этой статье я хочу раскрыть более неочевидные темы и проблемы фильма, о чём нельзя сказать словами героя фильма: “Очевидно же”.
Какие вопросы мы зададим
- Какая действительная проблема общества потребления, обитающего в ВЦС?
- Что может “пропихнуть” нам этот фильм под соусом ситуативности?
- Как с психологической точки зрения объяснить некоторые феномены?

Сюжет фильма знаком многим любителям артхауса за счёт своей простоты: главный герой фильма соглашается на участие в шестимесячном эксперименте за сертификат, в результате которого он хочет избавиться от вредной привычки и прочесть книгу. Эксперимент заключается в том, что всех участников помещают в многоуровневую яму, другое название которой ВЦС, или вертикальный центр самообслуживания, в которую раз в день сверху вниз опускается платформа с едой. Всего уровней 333, на каждом из них находится по два человека, и логично, что верхним этажам достаётся большинство, а до нижних не доходят и объедки. Каждый месяц все участники эксперимента усыпляются и рандомно перемещаются на другие уровни.
Кадр из фильма "Платформа"
После просмотра и краткого содержания многие люди проводят параллели с обществом или аппаратом власти, находя схожести: например, в вертикали власти те, кто находятся выше остальных, получают больше ресурсов, оставляя голодать более нижних по уровню.
Такая параллель имеет место и вполне основательна. Число уровней 333 я тоже нахожу неслучайным: так, на каждом уровне находится по 2 человека, а платформа проходит два раза в день мимо всех уровней — таким образом, в эксперименте задействовано 666 участников и платформа проходит 666 уровней в день, а это соответствует так называемому числу зверя.
Наблюдательность в таком деле, как просмотр фильмов, тоже важна, ведь она помогает обнаружить интересные отсылки, но я хотела бы обратить ваше внимание на несколько других моментов.
Кадр из фильма "Платформа"
Смотревшие этот фильм выделяют несколько основных проблем общества, таких как: проблема веры в обществе, своеобразная проблема ненасытности верхов, проблема лицемерия и проблема истинных и ложных ценностей. Множество отсылок помогают нам в составлении картины о проблемах. Эти проблемы метафорические и касаются целостной проблемы мира, однако психологически можно выделить несколько других проблем.
Интересный факт: из-за многих схожестей в сюжетах и идеях фильма многие зрители сравнивают этот фильм с картиной Пон Джун Хо "Сквозь снег" ("Snowpiercer", 2013). Спойлер: да, по ходу моего повествования мы не раз вернёмся к этому фильму и поговорим и о нём, но режиссёр "Платформы" Гальдер Гастелу-Уррутия вдохновлялся (и это можно проследить по ходу его фильма) короткометражным фильмом «Этажом выше» («Next Floor», 2008). И действительно: яма, которая отделяет этажи друг от друга, ненасытность и бескультурье элит и неистовый "жор" - всё это возвращает нас к испанскому фильму.
Эффект шведского стола
Непосредственно платформа и её опустошение наглядно показывает эффект, связанный с удовлетворением пищевых потребностей, – это эффект шведского стола. Платформа действительно напоминает шведский стол: на ней находится целая куча разных продуктов, начиная с деликатесов и заканчивая свежими фруктами.

С одной стороны, этот эффект можно объяснить тем, что люди, находясь в ситуации без особого выбора, — либо ешь, либо голодаешь — едят как можно в больших количествах из тех соображений, что потом они не будут иметь неограниченный доступ к еде, и надо обеспечить себя энергией сейчас. С другой, это также можно объяснить разнообразием блюд: верхним этажам доступны блюда чужих обитателей, именно поэтому до нижних этажей порой не доходит даже их любимое блюдо, которое они желали съесть — кто-то сверху увидел новое для себя блюдо и решил им полакомиться.

Объяснения выше я привела на основе исследования, которое провела биолог из США с лабораторными крысами: в одном случае она предлагала им одно и то же блюдо в неограниченном количестве, а после она предложила крысам 4 варианта блюд и заметила, как их аппетит увеличился в 3 раза. Из этого можно сделать вывод, что переедание возникает в том числе и из-за многообразия еды.
Да, кстати, психологи также рекомендуют жевать медленнее и пережёвывать пищу тщательно. В фильме платформа останавливалась на этаже всего на 2 минуты, следовательно, о тщательной переработке пищи во рту не идёт и речи. Это тоже является дополнительной причиной, почему люди с любого этажа старались "переесть" и не оставляли нижним ничего, кроме посуды.

После описанного хочу обратить ваше внимание на один элемент: администрация вертикального центра самообслуживания ежедневно во время приготовления еды проводит тщательную проверку блюд на качество и чистоту – чтобы это заметить, достаточно вспомнить сцену, где глава, заметив в панна-котте чей-то волос, ищет виновника и делает ему выговор, ведь нельзя так негигиенично относиться к приготовлению. Некоторыми авторами высказывается мнение, что эти повара понятия не имеют, для кого они готовят эту еду и ежедневно ставят их на один стол, и этот алгоритм действий ежедневно повторяется. Это очень интересная теория, однако я не берусь её обсуждать и выдвигать ответную теорию. Возможно, в фильме этому есть доказательство, однако, на мой взгляд, есть и детали, которые могут опровергнуть эту теорию.

Хочу заметить, что перед отправлением всех участников в дыру каждого спрашивали о его любимом блюде, чтобы добавить его в меню. Этот момент в фильме демонстрирует один очень важный момент: на платформе есть любимые блюда всех 666 участников, и, по идее, еды могло хватить на всех участников, если бы каждый брал с платформы только своё и ровно столько, сколько ему хватило бы, чтобы наесться. Несмотря на это, коммунистическим идеям нет применения в дыре, и в фильме я также вижу высмеивание идей коммунизма о том, что, грубо говоря, каждому должно достаться поровну.
Дело в том, что рандомное перемещение участников эксперимента по этажам не имело бы смысла в том случае, если бы еда оставалась на каждого. Ровно тогда, когда участники примут идеи "спонтанной солидарности", – термина, введённого новым фильмом – "яма" прекратит своё существование. А признаком достижения этой самой солидарности может быть возвращённая на нулевой этаж платформа с ровно стоящими стаканами и тарелками, что свидетельствовало бы о том, что все участники съели свои блюда и вели себя вполне цивилизованно во время питания.
Кадр из фильма "Платформа"
Дело в том, что идея этой самой "дыры" – демонстрация иерархии, в которой высшим достаётся большее, а низшим – ничего. В этом эксперименте каждый мог почувствовать себя и высшим, и низшим – для этого и нужны были рандомные перемещения.

Именно из-за концепта жёсткой иерархии многие сравнивают этот фильм с другой антиутопией "Сквозь снег". И действительно, тема общества, в котором впереди обитают элиты, получающие большинство, а в хвосте располагаются отбросы общества, интересует многих и близка, из-за чего и становится предметом обсуждения. За счёт этого сюжет также напоминает фильм "Эксперимент", который рассказывает про тюремный эксперимент Зимбардо. Два последние фильма объединяет то, что для участников заранее уготованы социальные роли, которым все обязаны следовать с начала и до самого конца. Ну а интерес "Платформы" в том, что социальная роль постоянно и непредвиденно меняется.

Кадр из фильма "Сквозь снег"
Социальный эксперимент с крысами
Кстати, по поводу социальных ролей: французский учёный Дидье Дезор в 1989 году провёл эксперимент с крысами, поставив перед ними задачу добраться до еды, проплыв по воде. Он заметил, что после того как первые крысы осмелились выйти на охоту за едой, в клетке сразу были определены социальные роли по принципу иерархии, и теперь каждая роль закреплялась за каждой крысой навсегда: плывущие были рабами, потребляющие - хозяевами. После "изменения общества" в нём также были определены рабы и господа.
Этот эксперимент наглядно показывает, что в обществе без рабов и хозяев будет строиться иерархия по принципу "кто готов работать, тот и раб".
Готовность к выживанию

Полный рандом
Именно поэтому никогда не угадаешь, на каком этаже ты будешь завтра: будешь представлять из себя элиту, потребляющую всё, или окажешься в низах.
Ещё одна интересность заключается в том, что никто из них точно не знает, сколько на самом деле уровней существует в "дыре": кто-то утверждает, что их не меньше 132, другой говорит, что более чем 200, а потом ты оказываешься ниже и понимаешь, что их как минимум 250. Но точное число может знать только тот, кто оказался на нижнем этаже.

Интересно то, что, несмотря на незнание количества уровней, все настроены пессимистично и готовы к самому худшему, оказавшись на этаже ниже, чем были. Вспомните сцену, где Тримагаси привязывает Горенга к кровати, оказавшись на 171 уровне. Он не знает, какой самый нижний уровень, но он понимает, что уже на этом уровне ему не дойдут даже объедки. Он не думает, как бы поступил, оказавшись на самом нижнем этаже, но думает, что близок к самому низу.

Кадр из фильма "Платформа"
Каннибализм - сложно, но можно
Эта ситуация вынуждает его прибегнуть к запрещённому приёму, полностью отказавшись от цивилизованности. И это очень интересно, как мы начинаем мыслить и воспринимать порядок вещей по-другому в зависимости от того, в какой контекст мы помещены и как подаётся поступок.

Подумайте: насколько цивилизованно прибегать к каннибализму, чтобы прожить месяц на нижнем этаже?
Как замечали авторы многих других обзоров, вполне возможно прожить на одной воде, потому что каждый уровень оснащён краном с нормальным водоснабжением. Однако многие находящиеся на нижних уровнях, как показывает сцена в конце фильма, когда герои опускаются в шахту "дыры", частенько прибегали к каннибализму. Это заставляет нас думать, что это, конечно, нецивилизованно, но в таких жёстких условиях существования к этому можно прибегнуть как к способу временного проживания.

"Спонтанная солидарность" заключается в том числе и в этом: оказавшись на 202 уровне, соседка Горенга оставляет ему в подарок своё тело, чтобы ему было чем питаться в этот нелёгкий месяц. Каннибализм становится чем-то вынужденным, несмотря на то, что это всё ещё античеловечно, но это как бы "нормально" и вполне применимо.

Кадр из фильма "Платформа"
Баланс в дисбалансе, упорядоченность в хаосе
Ещё одна важная идея, которую нам, хоть и неочевидно, но пытаются навязать в этом фильме, – баланс в дисбалансе. Многие считают, что такой концепт является основной фишкой современного кино – то, что раньше было принято в качестве традиционных стандартов, отступает на второй план.

Если раньше верх значил что-то райское, то теперь это то, что вызывает ненависть.
В нынешнем мире, по мнению режиссёров таких фильмов, всё решает иерархия, которая должна присутствовать: большее получают элиты, отстающие люди же не получают ничего. Возвращаясь к фильму "Сквозь снег", это тоже можно подметить: машинист поезда говорил главному герою, что в поезде всегда должен быть хаос, иначе он не сможет нормально существовать как общество.
Кадр из фильма "Сквозь снег"
Везде важно знать своё место: когда Горенг пытается заговорить с кем-то с других уровней, Тримагаси указывает ему на это словами:
"С нижними не стоит заговаривать, потому что они ниже. А высшие просто не ответят, потому что они выше"
Кадр из фильма "Платформа"
Заключение: так что в итоге?
Эпохи меняются, а с ними и искусство: на смену традиционным ценностям приходят другие, становясь традиционными для этой эпохи. Сегодня всем рынком кино рулят артхаусные фильмы, такие как "Платформа". В этом и их прелесть, ведь именно артхаус, что характерно для нынешней эпохи, может обрисовать и максимально наглядно и точно поднять проблемы общества.

Помимо проблем, которые были и будут в обществе всегда, открываются и новые, на которые стало возможно обращать внимание только в современное время, когда ментальному здоровью отдельного человека и сентиментальности отводится отдельное место. С каждой новой эпохой люди всё больше смогут обсуждать проблемы, на которые в прошлые года была возможность или нужда не обращать внимания, и мы, возможно, придём к решению всех проблем. Но это будет не скоро и точно не в наше время.
Кадр из фильма "Сквозь снег"
Фильмы подобного рода помогут нам узнать многие эффекты, законы и искажения, которые прячет в нас самих наше эго. (Эго в значении совокупность суперэго, то есть голоса общества и морали, и ид, то есть низменных потребностей) Обсуждать эти эффекты и эвристики не менее, а порой даже более увлекательно, чем проводить аналогии с нашим миром во время просмотра этого фильма. Всего всяких эффектов можно найти целую кучу. Но это будет уже потом, когда я буду достаточно компетентна в этом вопросе.

Обо всём сказанном можно узнать из моего ролика на YouTube.

Внимание! Ролик содержит материалы, защищённые авторским правом, а потому заблокирован на территории России. Рекомендую заходить через VPN для просмотра. Рекомендуемые страны: Гонконг, Южная Корея, Япония.

Приложение.
Эксперимент Кристины Агапкис: https://www.businessinsider.com/why-people-eat-too-much-over-the-holidays-2015-12
ШВЕДСКИЙ СТОЛ КАК ФОРМА ДИЕТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ЗА И ПРОТИВ: https://cyberleninka.ru/article/n/shvedskiy-stol-kak-forma-dieticheskogo-pitaniya-v-sanatorno-kurortnyh-uchrezhdeniyah-za-i-protiv
Психологический эксперимент Дидье Дезора: https://youtu.be/iONmjClKvEA
Фильм "Платформа" - награды и номинации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2019)#%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8B_%D0%B8_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
А вот ещё статью почитайте в моём телеграме: https://telegra.ph/Platforma---chto-navyazyvaet-ispanskaya-antiutopiya-zritelyu-Kakie-problemy-VCS--Film-Platforma-s-psihologicheskoj-tochki-zreniy-07-20
Ну и пост со статьёй кратенько: https://t.me/psych_shash/39

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website